Семинар - практикум «Использование и развитие информационных ресурсов в библиотеках»
Семинар - практикум
«Использование и развитие информационных ресурсов в библиотеках»
27.07.2022г.
Повестка дня:
- Вступительное слово.
Колосова В.В., директор МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека»
- Применение информационных технологий в практической деятельности библиотек
Барыкина Т.В., зав. информационно - библиографическим отделом
- Использование информационных технологий в рекламной деятельности библиотек.
Хмелевская Е.Ю., библиотекарь отдела организации и использования единого фонда
- В профессиональной среде обсуждаются новые технологии комплектования фондов библиотек с использованием системы Интернет.
Першина О.А., зав. отделом обслуживания
- Формы использования информационных технологий в муниципальных библиотеках.
Токмакова Я.Е., зав. организационно-методическим отделом
- Заключительное слово.
Колосова В.В., директор МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека»
- Колосова В.В.: «Развитие информационных технологий, стремительный процесс информатизации всех сфер современного общества радикально повлияли на привычные библиотечные технологии: изменили методы сбора информации, ее визуального отображения и обеспечения доступа к ней; преобразовали традиционные формы и методы библиотечного и библиографического обслуживания; трансформировали процессы комплектования, обработки, сохранности фондов. Взаимодействие традиционной библиотеки с интернет технологиями вывело библиотечную деятельность на более высокий уровень, открыло качественно новые возможности. Специалистам библиотек для эффективного использования возможностей, открывающихся в результате стремительного развития информационных технологий, необходимы профессиональная грамотность в области их использования, знания и навыки, наилучшим образом отвечающие потребностям современных пользователей. Несмотря на обширный научный опыт и на то, что исследованию библиотечного дела посвящено множество работ, проблема переосмысления использования информационных технологий в библиотеке и подготовку ее под современное общество остается далекой от завершения, именно поэтому эта область особенно интересна для дальнейших исследований. Вопрос разработки действенной и согласованной политики развития библиотечно-информационных учреждений и сферы библиотечно-информационной деятельности, в общем, находится на пике проблематики библиотековедческих изысканий. Исходя из вышесказанного, тема современных информационных технологий, используемых в библиотеках, для работы выбрана потому, что она перспективна, и ее изучение необходимо для дальнейшего функционирования библиотеки как социального информационного института».
- Применение информационных технологий в практической деятельности библиотек.
Барыкина Т.В.: «Библиотека, как социальный информационно-культурный институт, призвана исполнять задачи, возложенные на нее государством и обществом. Предоставление свободного и бесплатного доступа к различным источникам информации всем гражданам - одна из главных функций развивающейся библиотеки. Процесс такого развития невозможен без внедрения в деятельность библиотеки современных информационных технологий.
В широком смысле понятие «информационная технология» – это процесс использования совокупности средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения новой информации о состоянии объекта, процесса или явления.
Цель – получение информации для ее анализа, и принятие на основе результатов этого анализа решения о выполнении какого-либо действия.
Информационная технология базируется на следующих принципах:
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дано такое определение:
«Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».
В библиотечной деятельности интернет-технологии используются в самых различных сферах: обслуживание читателей, реклама библиотечной деятельности, комплектование фондов, создание книжных выставок, библиографическое информирование, разработка стратегии библиотеки, и др.
Кроме того, на применении информационных технологий в библиотечной практике базируются следующие операции. На сайтах библиотек информационная поддержка пользователей сводится к нескольким основным запросам. Сегодня информационные технологии служат надежным и удобным инструментом для продвижения библиотеки и привлечения в нее новых пользователей. Развитие коммуникационных технологий позволяет создавать информационные продукты качественно нового уровня».
- Использование информационных технологий в рекламной деятельности библиотек.
Хмелевская Е.Ю.: «Использование информационных технологий в рекламной деятельности библиотек открывает новые возможности в области рекламирования библиотек в виртуальном информационном пространстве, существенно расширяя пространственные и временные границы, увеличивая аудиторию, повышая уровень эффективности рекламы. К библиотечной медиа-рекламе относятся следующие средства и каналы. Радиореклама, видео реклама, видео фильмы, видео ролики, телевизионная реклама, компьютерная реклама на сайтах, в социальных сетях, по электронной почте и др.
Реклама в Интернете может осуществляться при помощи бук трейлеров. Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама новых книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видео хостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.
Библиотечный сайт – образ реальной организации в виртуальном мире с высоким уровнем комфорта при пользовании. Это единственный структурный отдел, работающий 24 часа в сутки и имеющий удаленный доступ для пользователей. Наличие навыков работы с веб-сайтом и умение его создавать - существенная составляющая в профессиональной деятельности современного информационного специалиста. Разработка сайта начинается с создания его структуры. Единых подходов к ее созданию не существует, но, учитывая опыт библиотек, можно вычленить основные разделы, наличие которых на сайте является обязательным.
Электронный каталог и другие библиографические базы данных, фактографические сведения являются непременными атрибутами. Их существование предоставляет новых пользователей, у которых появляется возможность получать необходимую информацию, не покидая своего дома. Такой каталог предназначен, прежде всего, для пользователя, а не для библиотекаря.
Новости, без которых не обходится ни один сайт. Необходимо освещать все события, происходящие в городе или поселке, иначе сайт быстро лишится постоянных пользователей. Обновляется этот раздел часто и регулярно. Тут могут быть предоставлены политические, культурные, экономические, социальные новости страны, региона, области. Так же необходим архив новостей, функции которого – сохранять информацию, подверженную устареванию.
Библиотеки ссылок обязательны, поскольку именно этот раздел наиболее интересует пользователей. История библиотеки должна присутствовать в обязательном порядке. Гостевая книга, в которой пользователи оставляют свои сообщения и комментарии. В разделе правил пользования библиотечными ресурсами информация должна быть четкой и понятной. Для облегчения пользованием сайта необходима карта сайта. Титульная страница – первое, что видит пользователь, и по ее качеству судит не только о сайте, но и о работе библиотекарей, его создавших.
Титульная страница должна быть максимально информативной, содержать полное навигационное меню, адрес библиотеки, ее контакты и перечень услуг. Тут же размещают дату последнего обновления сайта. Дизайн веб-сайта не должен противоречить его содержанию. Не стоит перенасыщать сайт флэш-анимацией, графикой, звуком, эффектами перемещения, это отвлекает от сути информации, предоставленной на сайте. Необходимо так же предоставить телефонные номера и электронный адрес справочной службы. Многие библиотеки осуществляют выдачу виртуальных информационных справок.
После того, как сайт создан и зарегистрирован, желательно провести его презентацию, уведомить широкую общественность о его существовании. Далее необходимо своевременно обновлять и пополнять информацию, выложенную на сайте, обеспечивая тем самым его эффективное существование.
Профессиональное библиотечное творчество в современных условиях должно быть ориентировано, прежде всего, на освоение инновационных цифровых технологий и сетевых Интернет-ресурсов, поскольку в эту сферу направлены интересы большинства пользователей, и их число с каждым годом будет расти. Деятельность по созданию виртуальных экспозиций для удовлетворения читательских информационных потребностей, а так же для раскрытия книжных фондов библиотек, является приоритетной. Так же необходима реклама библиотек и предоставляемых ими современных информационных услуг и продуктов».
- В профессиональной среде обсуждаются новые технологии комплектования фондов библиотек с использованием системы Интернет
Першина О.А.: «Создание единого информационного пространства, доступного для всех участников информационного рынка (авторов, книгоиздателей, книгораспространителей, комплектаторов, фондоведов, покупателей и читателей). Новая концепция комплектования состоит из соединения традиционного приобретения документов и организации доступа пользователей к базам данных и удаленных ресурсов. Если в прежние времена библиотеки приобретали для своих пользователей печатные издания, то сегодня они могут приобретать право доступа к электронным изданиям, формируя, таким образом, «виртуальный фонд» прежде всего научной литературы. А это предоставляет им возможность максимального уровня обеспечения науки и производства, что было бы немыслимо при использовании только традиционных изданий.
Технологический эффект от внедрения информационных технологий может быть оценен через потенциальный экономический эффект. Социальный эффект рассматривается как результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества, не получающий чаще всего стоимостной оценки. Среди возможных негативных социальных последствий внедрения информационных технологий можно выделить следующие: сокращение рабочих мест вследствие модернизации действующего технологического процесса; возникновение социальной напряженности, конфликтов за счет их непринятия. Последние десятилетия показали, что государство не имеет возможности комплектовать полноценно печатными документами все библиотеки на всех уровнях. В силу недостаточного комплектования библиотек и постепенным наполнением Интернета авторитетными данными, информационная роль библиотек стала снижаться. (При этом, никто не отрицает высокую культурную и социальную значимость библиотек, их просветительскую, досуговую деятельность). Ведь фактически, большинство населения России не имеет свободного доступа к актуальной научной, образовательной, культурной информации. Возникла идея создать такой библиотечный ресурс, который был бы доступен каждому россиянину. В российской государственной библиотеке началась оцифровка фондов. Так с 2004 года формировалась Национальная электронная библиотека, которая должна стать библиотекой для всех. Было решено направить часть средств на «выкуп» прав на публикацию произведения у авторов (и других правообладателей) и сформировать электронную библиотеку для всего народа, чтобы доступ к ней был у каждого. (Указ Президента РФ № 597). И сегодня уже любая библиотека страны в информационно-библиотечном обслуживании свих пользователей может использовать ресурсы и каталог НЭБ. Сегодня, чтобы не отставать от времени, библиотекари полным ходом осваивают новые технологии и используют их в работе с читателями.
Ведь современный пользователь - это прежде всего, потребитель компьютерных продуктов, личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации.
Достижение этих целей заключается в увеличении числа современных информационных технологий в практической деятельности библиотечных специалистов. Реалии таковы, что на современном этапе существует множество структур, составляющих конкуренцию библиотекам в сфере обеспечения пользователей необходимой информацией. Это информационные агентства, порталы, сайты, присылающие на электронную почту заказчиков различные сведения.
Но, в отличие от других участников информационно-коммуникативного процесса, только в фондах библиотеки наличествует необходимый для дальнейшей цифровой обработки документный материал. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации».
- Формы использования информационных технологий в муниципальных библиотеках.
Токмакова Я.Е.: «Автоматизация библиотечных процессов: электронные каталоги; электронные картотеки; библиографические указатели и обзоры литературы; списки новых поступлений и т.п. Расширение информационного пространства: использование мультимедиа ресурсов; предоставление доступа к интернет-ресурсам; поиск, сбор, систематизация интернет-ресурсов; создание собственных цифровых ресурсов. Сегодня многим ясно, что Интернет способствует не уменьшению, а усилению авторитета традиционной библиотеки, если она включена в интернет-среду. Реально работающий, «живой» сайт библиотеки является дополнительной площадкой для реализации задач по обслуживанию пользователей на качественно новой технологической основе, а также для привлечения новых пользователей. Следует обратить внимание на структуру сайта, наполнение краеведческого раздел. Вызывают интерес новые средства продвижения книги и чтения, предложенные на сайте (буктрейлеры, виртуальные выставки, ссылки на Интернет-ресурсы), а также издания библиотеки малых форм. Перспективным направлением формирования библиотечных фондов является предоставление доступа к электронным ресурсам. Муниципальным библиотекам необходимо самостоятельно изучать предложения агрегаторов электронных ресурсов с целью отслеживания возможности бесплатного доступа, формировать собственную базу ссылок. Электронная информация позволит расширить спектр услуг, предоставляемых пользователям библиотечными работниками:
- использование удаленных информационных ресурсов в дополнение к основной части фонда библиотеки;
- размещение в Интернет информационных ресурсов собственной генерации (электронные каталоги, полнотекстовые собрания, мультимедийные коллекции);
- формирование целостной системы обслуживания читателей через библиотечный веб-сайт (поиск – заказ – электронная доставка, виртуальная справка).
Удаленный доступ к электронным ресурсам и виртуальным услугам, поиск информации в сети Интернет, репродуцирование документов, самостоятельная работа пользователя на компьютере библиотеки, электронная доставка документов должны войти в минимальный набор библиотечно-информационных услуг современной муниципальной библиотеки. Не менее важной задачей остается обучение пользователей. Муниципальная библиотека должна формировать и повышать информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучать их основам работы в сети Интернет, пользованию электронными ресурсами. Во всем мире, и Россия не является исключением, наблюдается кризис чтения. Наиболее полно и точно данная проблема сформулирована в Национальной программе поддержки и развития чтения, где, в частности, говорится о том, что «в обществе нарастают представления и мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей» О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации.
- Заключительное слово. Колосова В.В., директор МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека»: «Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. Однако, те кто работает с детьми, - педагоги, воспитатели, библиотекари, - знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Но, как и где, с каких носителей (бумажных, электронных) они читают? Читают ли они для себя, для собственного развития? Ситуация бедственного положения с чтением во многом объясняется глобальным скачком в развитии информационно-коммуникационных технологий, использование которых в большинстве случаев практически заменило время общения с книгой.
Поэтому условием успешной деятельности библиотек в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями, правильное понимание своего места и роли в современном информационном пространстве. При этом миссия библиотеки – привлечение к чтению – не меняется, а обретает новую форму и содержание, получает новый потенциал. Современные технологии могут стать инструментом, который способен развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему. И овладевать этими технологиями – одна из важнейших задач профессионального самообразования библиотекаря, одна из форм повышения квалификации. Чтобы в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. Сегодняшнему молодому человеку надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. В электронной среде библиотекари создают свои сообщества, группы по интересам, обсуждают актуальные темы, обмениваются опытом работы. Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории, создания онлайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги. Многие библиотеки ведут рубрики, информирующие о наиболее значимых новинках литературы. Задача библиотек состоит в том, чтобы помощью информационно - коммуникационных технологий суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность, активно вторгаясь в интернет-пространство, наполняя его социально ценным содержанием, помогая людям ориентироваться в литературном потоке, налаживая с ними взаимодействие, которое имело бы продолжение в реальном библиотечном пространстве».