Работа библиотек Черемисиновского района по патриотическому воспитанию детей и молодёжи на примере Центральной детской библиотеки – филиала МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека»
Работа библиотек Черемисиновского района по патриотическому воспитанию
детей и молодёжи на примере Центральной детской библиотеки – филиала МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека»
Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России. Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова, роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.
Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотекари ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна педагогическая задача - помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.
Что же включает в себя патриотическое воспитание? Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» выделяет следующие наиболее актуальные направления:
- формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- воспитание активной гражданской позиции личности;
- военно-патриотическое воспитание;
- патриотическое воспитание и национальный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;
- формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.
Сейчас российское общество переживает этап национального испытания, национального возрождения.
В такие переломные моменты истории, когда происходит деформация сложившихся историко-патриотических ценностей, особенно обостряются проблемы воспитания подрастающего поколения.
Отсутствие у молодых юношей и девушек личной причастности к происходящему в стране наносит непоправимый вред в их воспитании. Идеальная формула патриотизма: "Любить своё, уважать чужое. Знать прошлое, жить настоящим, приближая будущее".
Патриотизм в России представляется тем звеном, которое может потянуть вверх всю цепь возрождения духовности, нравственности, социальной активности подрастающего поколения.
Значимость библиотеки в социализации личности зависит от того, что они могут предложить подрастающему поколению в плане познания историко - культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи - основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян.
Специфические особенности жизни и развития российского общества создают особую сложность в решении многих проблем. Библиотеки никогда не упускали из поля зрения проблем гражданского и патриотического воспитания, оценивая свои потенциальные возможности в воспитании подрастающего поколения с помощью книг, понимая свою миссию и социальное предназначение.
Основные цели патриотического воспитания:
- формирование активной жизненной позиции гражданина - патриота, гордящегося своей Родиной;
- воспитание любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству.
Основные задачи, которые стремится решить библиотека:
- формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;
- доведение до обучающихся боевых традиций вооружённых Сил, примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;
- сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодёжи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
- воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии;
- формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим отечеством;
- побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
- изучение истории и культуры Отечества и родного края.
Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и
культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в
воспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и
большой Родине. Особая роль в этом принадлежит историческому краеведению. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Они помогают донести до сознания обучающихся картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.
Огромными ресурсами в воспитании патриотизма располагает библиотека, и главный ресурс их — книга. Знакомить подростков с хорошей книгой - такая задача стояла перед библиотекой всегда. Работа эта должна быть целенаправленной и библиотекарь должен использовать для этого разнообразные пути, средства и формы.
Особое внимание в библиотеках всегда уделяется работе с художественной литературой данной тематики. Военная тема была всегда значима для русской литературы потому, что всегда помогала понять природу человека, выявить силы добра. Цель историко-патриотического воспитания, пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.
В ходе подготовки и проведения уроков мужества, конференций по прочитанным книгам, литературных композиций и других мероприятий школьники знакомятся с историей подвига российского народа в годы ВОВ, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий-фронтовиками, тружениками тыла.
Гости, как и герои книг, рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов проявленных на фронтах ВОВ, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у российских людей. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений обучающихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы положительные примеры служения Родине. Следующий аспект патриотизма духовно-нравственное воспитание, направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Работа по патриотическому воспитанию в библиотеке не ограничивается проведением праздничных мероприятий — она ведется систематически, продуманно и целенаправленно. Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».
Художественное произведение не фиксирует правду или неправду, оно создает образ времени. В библиотеках по-прежнему рекомендуют читателям, прошедшие проверку временем, ставшие современной классикой, произведения В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова, К. Воробьева, Б. Васильева, К. Симонова, А. Иванова, П. Проскурина, Г. Бакланова, А. Адамовича, В. Пикуля, В. Богомолова, В. Кондратьева и др.
Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-
культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы,
неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предков и современников и исторической ответственности за происходящее в
обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Центральная детская библиотека – филиал Черемисиновского района Курской области систематически ведёт работу по патриотическому воспитанию. Патриотическое воспитание — это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты. Первоочередная задача библиотек района - найти путь к сердцу ребенка через книгу.
Для этого в библиотеке создается особая среда, побуждающая детей к общению, творчеству, деятельности. Работники Детской библиотеки принимают участие в волонтёрской деятельности: собирают и отправляют гуманитарную помощь в группу «Народное тепло. Помощь солдатам»; дети пишут письма солдатам, рисуют рисунки.
Школьники и дети Летнего школьного лагеря «Острова детства» принимают участие в Акции #Своихнебросаем. С августа месяца в Детской библиотеке организован патриотический клуб «Память поколений», где проходят мероприятия с членами клуба, ребята участвуют в Акции #ЧитаемоДонбассе. С целью формирования гражданской позиции, патриотического чувства ответственности за своё Отечество, высоконравственного отношения к людям, окружающей действительности проводятся следующие мероприятия, на которые приглашаются ЦДК, ОКУ «Щигровский центр помощи семье и детям», Реабилитационный центр несовершеннолетних, Администрацию Черемисиновского района, Отдел по молодежной политике по развитию культуры и спорта с участием ветеранов ВОВ, детей войны, Ветеранов воинов интернационалистов: акции «Блокадный хлеб», «Международный день памяти жертв Холокоста», «День Героев», «Эхо Бесланской печали», «Письма солдатам»; часы памяти «Навечно в памяти непокоренный Ленинград», «Мы о войне стихами говорим», «Тот самый первый день войны»; познавательные часы «России верные сыны. Федор Ушаков», «Освобождение Черемисиновского района от немецко-фашистских захватчиков»; онлайн – обзоры «Славный путь Героя Булатова», «У войны не детское лицо», «Нам забыть не дано пыль Афганских дорог…», «Флаг наша Гордость и Слава!», «Курская битва: цифры и факты»; видео – обзоры «И памяти твоей, Великий Петр, верна твоя Россия!»; литературно – исторические часы «Сергей Алексеев: у нас есть, что вспомнить и чем гордиться», «Тропинки государственности». Для наглядности мероприятия сопровождаются презентациями, видеороликами, буклетами.
Учитывая современное развитие мультимедийных технологий, библиотеки имеют возможность регулярно повышать эффективность форм и методов работы по патриотическому воспитанию молодежи.
На примере деятельности Центральной детской библиотеки – филиала мы видим, что традиционными стали такие формы работы, как литературные и литературно-музыкальные вечера, читательские клубы по интересам, литературно-художественные композиции, краеведческие вечера, просветительские лекции; вечера, посвященные памятным датам, художественные выставки, конкурсы, викторины и т. д.
Деятельность библиотеки по военно - патриотическому воспитанию является приоритетной, поэтому по данной теме ежегодно проводится ряд мероприятий, в том числе волонтёрская деятельность. В 2022 году, в связи с мобилизацией и другими обстоятельствами этому вопросу уделяется особое внимание. Заведующей был составлен план мероприятий на 2022 год, в соответствии, с которым библиотека и осуществляет свою деятельность в течение всего года. Учетные формы систематически ведутся и заполняются. Оформлены книжные выставки, систематически проводятся массовые и онлайн мероприятия. Ведётся сбор материалов на темы: уголок «Уходили в бессмертие побеждая врага…» (на ряду с книгами о ВОВ размещены снаряды, авиационная бомба, военная каска); альбом «Пионеры - Герои»; накопительные папки «Куряне погибшие в ходе спецоперации на Украине», «Герои ВОВ Черемисиновского района»; рек. указатель для младшего школьного возраста «Читаем книги о войне». Все материалы регулярно пополняются по мере поступления новой информации.
Библиотечные мероприятия патриотической направленности с использованием информационных технологий, придают работе новый запоминающийся импульс. Библиотека активно использует в работе новые формы и методы.
С целью улучшения работы с детьми и подростками необходимо активнее использовать новые формы, проводить оригинальные мероприятия, модифицированные и заимствованные из других областей культурно - досуговой практики.
Все более популярными в библиотеках становятся такие формы для разных возрастов как фестивали, перфомансы, квесты, шоу, театрализованные и конкурсно - познавательные программы, национальные праздники и т.д.
В настоящее время четко обозначилась новая тенденция в культурно - просветительской деятельности библиотек, связанная с приобщением читателя не только к миру чтения, но и к богатому и разнообразному миру духовных и информационных культурных ценностей посредством широкого спектра библиотечных мероприятий.
В современных условиях функциональная деятельность библиотек, становится все более много аспектной и динамичной, благодаря новым направлениям и формам удовлетворения потребностей пользователей.
Библиотеками района ежегодно проводится большое количество мероприятий патриотической направленности, такие как, вечера встречи поколений «Время выбрало их», «Вспоминая минувшие дни…», «Защита народа - священный долг», уроки памяти, мужества, патриотизма «Пионеры - герои в годы Великой Отечественной Войны», «Память, которой не будет конца», «Моя Родина - Россия», конкурсы стихов и прозы о войне «Строка, оборванная пулей», «Живая классика», «Победа к памяти взывает», литературные часы «Глаголом жечь сердца людей», «Читаем книги о войне», заседания военно-патриотических клубов. рассказы-хроники военных лет, посвященных Дню памяти и скорби «Многое забудется, такое - никогда».
Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания библиотек. Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному языку, к истории и воспитание полноценного гражданина своей страны.
Патриотическое воспитание - основа всех основ. Идеи патриотизма должны стать стержнем, вокруг которого формируются социально значимые чувства, убеждения и позиции. Без воспитания патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России. Поэтому в Центральной детской библиотеке много внимания уделяется духовно-нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию.