Муниципальное казенное учреждение культуры
«Межпоселенческая библиотека Черемисиновского района Курской области имени В.М. Клыкова»

Размер шрифта: | A | A | A | Цвет сайта: | ![]() |
![]() |
![]() |
Кернинг: | АА | АА | АА | Картинки | ![]() |
![]() |
Дорога Мужества, - так называли железную дорогу «Старый Оскол – Ржава», строительство которой имело важнейшее стратегическое значение при подготовке к Курской битве. После ввода дороги в эксплуатацию время доставки грузов к линии фронта было уменьшено практически на двое суток.
В д. Хворостянка Черемисиновского района жила участница строительства легендарной железной дороги Нина Ивановна Семёнова.
Родом Нина Ивановна из села Погожее Тимского района. Когда началась война, Нина едва успела окончить первый курс педагогического училища. В этот день закончилась её беззаботная юность, к которой уже не было возврата. С началом оккупации Нина Ивановна познала жестокость фашизма, не понаслышке знала, как в дом приходит беда. В родном селе остались тогда женщины, старики да дети - мужское население было мобилизовано на фронт. Видела девушка, как односельчан увозили в Германию, как надрывно рыдают соседки, получая похоронки. И маленькое девичье сердечко белело от бессилия, от того, что ничем не может помочь Нина тем, кто на фронте. Поэтому, когда в сорок третьем началось строительство железнодорожной ветки «Старый Оскол – Ржава», девушка с радостью пошла на эту грандиозную стройку.
На строительство железной дороги было мобилизовано двадцать пять тысяч курян. В основном это были молодые девушки, некоторые из них - почти дети. Нина Ивановна и четыре её односельчанки: Валя, Маша и Катя Красниковы и Аня Тилигина - вошли в Тимскую строительную колонну. Сроки строительства были очень сжатые - с 15 июня по 15 августа. За два месяца предстояло выполнить огромный объём работы: устроить насыпь, построить 10 мостов, уложить 95 километров железнодорожного полотна.
К месту работы девчата из своего села добирались пешком. Идти нужно было километров тридцать, за спиной - тяжёлые рюкзаки, в которых нехитрые пожитки да запас продуктов. Жили на квартирах, готовили то, что из дома приносили. Тяжело было. Строили дорогу полуголодные, плохо одетые, только что, освобождённые из - под немецкой оккупации девушки и женщины. Из инструментов - только лопаты, кирки, носилки да руки человеческие, которые не знали отдыха. Никто не роптал. Все прекрасно понимали всю важность этой работы. Всё было: стёртые в кровь руки от неподъёмных носилок с землёй, слёзы от того, что сил почти не осталось, страх, что бомба, сброшенная врагом, разорвётся рядом. Но, не смотря на то, что было очень тяжело, всё равно никто не падал духом: работали дружно, находили в себе силы шутить, петь, даже устраивали концерты.
16 июля 1943 года, почти на месяц раньше намеченного срока, железная дорога вступила в строй. В результате дальность подвоза снабженческих грузов автотранспортом сократилась на 120 - 150 километров, а по времени - на сутки и даже больше. Дорога мужества, открывшаяся в самый разгар Курской битвы, способствовала её завершению. «Не передать ту радость, которую мы чувствовали, когда «Оскольчанка», как ласково её прозвали в народе, была наконец построена. Девочки плакали от счастья, обнимались, поздравляли друг – друга» - вспоминала Нина Ивановна.