Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Муниципальное казенное учреждение культуры
«Межпоселенческая библиотека Черемисиновского района Курской области имени В.М. Клыкова»

Image

Работа библиотек Черемисиновского района по патриотическому воспитанию детей и молодёжи на примере Центральной детской библиотеки – филиала МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека»

 Работа библиотек Черемисиновского района по патриотическому воспитанию

 детей и молодёжи на примере Центральной детской библиотеки – филиала МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека»

   

      Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель - приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.   Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова, роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.

      Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотекари ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна педагогическая задача - помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.

     Что же включает в себя патриотическое воспитание? Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» выделяет следующие наиболее актуальные направления:

-    формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

-    воспитание активной гражданской позиции личности;

-    военно-патриотическое воспитание;

-   патриотическое воспитание и национальный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;

-    формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.

     Сейчас российское общество переживает этап национального испытания, национального возрождения.

      В такие переломные моменты истории, когда происходит деформация сложившихся историко-патриотических ценностей, особенно обостряются проблемы воспитания подрастающего поколения.  

      Отсутствие у молодых юношей и девушек личной причастности к происходящему в стране наносит непоправимый вред в их воспитании. Идеальная формула патриотизма: "Любить своё, уважать чужое. Знать прошлое, жить настоящим, приближая будущее".

     Патриотизм в России представляется тем звеном, которое может потянуть вверх всю цепь возрождения духовности, нравственности, социальной активности подрастающего поколения.

     Значимость библиотеки в социализации личности зависит от того, что они могут предложить подрастающему поколению в плане познания историко - культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи - основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян.

     Специфические особенности жизни и развития российского общества создают особую сложность в решении многих проблем. Библиотеки никогда не упускали из поля зрения проблем гражданского и патриотического воспитания, оценивая свои потенциальные возможности в воспитании подрастающего поколения с помощью книг, понимая свою миссию и социальное предназначение.

      Основные цели патриотического воспитания:

-      формирование активной жизненной позиции гражданина - патриота, гордящегося своей Родиной;

-    воспитание любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству.        

     Основные задачи, которые  стремится   решить библиотека:

-   формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;

- доведение до обучающихся боевых традиций вооружённых Сил,  примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;

сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодёжи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

-  воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии;

-  формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим отечеством;

-  побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;

-   изучение истории и культуры Отечества и родного края.

    Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и
культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в
воспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и
большой Родине. Особая роль в этом принадлежит историческому краеведению. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Они помогают донести до сознания обучающихся картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.

   Огромными ресурсами в воспитании патриотизма располагает библиотека, и главный ресурс их — книга. Знакомить подростков с хорошей книгой - такая задача стояла перед библиотекой всегда. Работа эта должна быть целенаправленной и библиотекарь должен использовать для этого разнообразные пути, средства и формы.  

      Особое внимание в библиотеках всегда уделяется работе с художественной литературой данной тематики.  Военная тема была всегда значима для русской литературы потому, что всегда помогала понять природу человека, выявить силы добра. Цель историко-патриотического воспитания, пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.

       В ходе подготовки и проведения уроков мужества, конференций по прочитанным книгам, литературных композиций и других мероприятий школьники знакомятся с историей подвига российского народа в годы ВОВ, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий-фронтовиками, тружениками тыла.

      Гости, как и герои книг, рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов проявленных на фронтах ВОВ, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у российских людей. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений обучающихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы положительные примеры служения Родине. Следующий аспект патриотизма духовно-нравственное воспитание, направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

      Работа по патриотическому воспитанию в библиотеке не ограничивается проведением праздничных мероприятий — она ведется систематически, продуманно и целенаправленно. Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

Художественное произведение не фиксирует правду или неправду, оно создает образ времени. В библиотеках по-прежнему рекомендуют читателям, прошедшие проверку временем, ставшие современной классикой, произведения В. Астафьева,                                  Ю. Бондарева, В. Быкова, К. Воробьева, Б. Васильева, К. Симонова, А. Иванова, П. Проскурина, Г. Бакланова, А. Адамовича, В. Пикуля, В. Богомолова, В. Кондратьева и др.

      Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-
культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы,
неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предков и современников и исторической ответственности за происходящее в
обществе.        

      Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

      Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.        

       Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

       Центральная детская библиотека – филиал Черемисиновского района Курской области систематически ведёт работу по патриотическому воспитанию. Патриотическое воспитание — это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты. Первоочередная задача библиотек района - найти путь к сердцу ребенка через книгу.

       Для этого в библиотеке создается особая среда, побуждающая детей к общению, творчеству, деятельности.  Работники Детской библиотеки принимают участие в волонтёрской деятельности: собирают и отправляют гуманитарную помощь в группу «Народное тепло. Помощь солдатам»; дети пишут письма солдатам, рисуют рисунки.

        Школьники и дети Летнего школьного лагеря «Острова детства» принимают участие в Акции #Своихнебросаем. С августа месяца в Детской библиотеке организован патриотический клуб «Память поколений», где проходят мероприятия с членами клуба, ребята участвуют в Акции #ЧитаемоДонбассе. С целью формирования гражданской позиции, патриотического чувства ответственности за своё Отечество, высоконравственного отношения к людям, окружающей действительности проводятся следующие  мероприятия, на которые  приглашаются ЦДК, ОКУ «Щигровский центр помощи семье и детям», Реабилитационный центр несовершеннолетних, Администрацию Черемисиновского района, Отдел по молодежной политике по развитию культуры и спорта с участием ветеранов ВОВ, детей войны, Ветеранов воинов интернационалистов: акции «Блокадный хлеб», «Международный день памяти жертв Холокоста», «День Героев», «Эхо Бесланской печали», «Письма солдатам»; часы памяти «Навечно в памяти непокоренный Ленинград», «Мы о войне стихами говорим», «Тот самый первый день войны»; познавательные часы «России верные сыны. Федор Ушаков», «Освобождение Черемисиновского района от немецко-фашистских захватчиков»; онлайн – обзоры «Славный путь Героя Булатова», «У войны не детское лицо», «Нам  забыть не дано пыль Афганских дорог…», «Флаг наша Гордость и Слава!», «Курская битва: цифры и факты»; видео – обзоры «И памяти твоей, Великий Петр, верна твоя Россия!»; литературно – исторические часы «Сергей Алексеев: у нас есть, что вспомнить и чем гордиться», «Тропинки государственности». Для наглядности мероприятия сопровождаются презентациями, видеороликами, буклетами.         

        Учитывая современное развитие мультимедийных технологий, библиотеки имеют возможность регулярно повышать эффективность форм и методов работы по патриотическому воспитанию молодежи.

        На примере  деятельности Центральной детской библиотеки – филиала мы видим, что традиционными стали такие формы работы, как литературные и литературно-музыкальные вечера, читательские клубы по интересам, литературно-художественные композиции, краеведческие вечера, просветительские лекции; вечера, посвященные памятным датам, художественные выставки, конкурсы, викторины и т. д.

        Деятельность библиотеки по военно - патриотическому воспитанию является приоритетной, поэтому по данной теме ежегодно проводится ряд мероприятий, в том числе волонтёрская деятельность. В 2022 году, в связи с мобилизацией и другими обстоятельствами этому вопросу уделяется особое внимание. Заведующей был составлен план мероприятий на 2022 год, в соответствии, с которым библиотека и осуществляет свою деятельность в течение всего года. Учетные формы систематически ведутся и заполняются.  Оформлены книжные выставки, систематически проводятся массовые и онлайн мероприятия. Ведётся сбор материалов на темы: уголок «Уходили в бессмертие побеждая врага…» (на ряду с книгами о ВОВ размещены снаряды, авиационная бомба, военная каска); альбом «Пионеры - Герои»; накопительные папки «Куряне погибшие в ходе спецоперации на Украине», «Герои ВОВ Черемисиновского района»; рек. указатель для младшего школьного возраста «Читаем книги о войне». Все материалы регулярно пополняются по мере поступления новой информации.  

        Библиотечные мероприятия патриотической направленности с использованием информационных технологий, придают работе новый запоминающийся импульс. Библиотека активно использует в работе новые формы и методы.

        С целью улучшения работы с детьми и подростками необходимо активнее использовать новые формы, проводить оригинальные мероприятия, модифицированные и заимствованные из других областей культурно - досуговой практики.

       Все более популярными в библиотеках становятся такие формы для разных возрастов как фестивали, перфомансы, квесты, шоу, театрализованные и конкурсно - познавательные программы, национальные праздники и т.д.

       В настоящее время четко обозначилась новая тенденция в культурно - просветительской деятельности библиотек, связанная с приобщением читателя не только к миру чтения, но и к богатому и разнообразному миру духовных и информационных культурных ценностей посредством широкого спектра библиотечных мероприятий.

        В современных условиях функциональная деятельность библиотек, становится все более много аспектной и динамичной, благодаря новым направлениям и формам удовлетворения потребностей пользователей.

        Библиотеками района ежегодно проводится большое количество мероприятий патриотической направленности, такие как, вечера встречи поколений «Время выбрало их», «Вспоминая минувшие дни…»,  «Защита народа - священный долг», уроки памяти, мужества, патриотизма «Пионеры - герои в годы Великой Отечественной Войны», «Память, которой не будет конца», «Моя Родина - Россия», конкурсы стихов и прозы о войне «Строка, оборванная пулей», «Живая классика», «Победа к памяти взывает», литературные часы «Глаголом жечь сердца людей», «Читаем книги о войне», заседания военно-патриотических клубов. рассказы-хроники военных лет, посвященных Дню памяти и скорби «Многое забудется, такое - никогда».

      Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания библиотек. Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному языку, к истории и воспитание полноценного гражданина своей страны.

      Патриотическое воспитание - основа всех основ. Идеи патриотизма должны стать стержнем, вокруг которого формируются социально значимые чувства, убеждения и позиции. Без воспитания патриотизма не может состояться формирование сознательного, ответственного, преданного гражданина России. Поэтому в Центральной детской библиотеке много внимания уделяется духовно-нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию.

     

 

 

Семинар - практикум «Использование и развитие информационных ресурсов в библиотеках»

Семинар - практикум 

«Использование и развитие информационных  ресурсов в библиотеках»

 

 

27.07.2022г.

Повестка дня:

 

  1. Вступительное слово.

Колосова В.В., директор МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека»

 

  1. Применение информационных технологий в практической деятельности библиотек

Барыкина Т.В., зав. информационно - библиографическим отделом    

 

  1. Использование информационных технологий в рекламной деятельности библиотек.

Хмелевская Е.Ю., библиотекарь отдела организации и использования единого фонда

 

  1. В профессиональной среде обсуждаются новые технологии комплектования фондов библиотек с использованием системы Интернет.

 Першина О.А., зав. отделом обслуживания

 

  1. Формы использования информационных технологий в муниципальных библиотеках.

Токмакова Я.Е., зав. организационно-методическим отделом

 

  1. Заключительное слово.

Колосова В.В., директор МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека»

 

   

 

 

 

  1. Колосова В.В.: «Развитие информационных технологий, стремительный процесс информатизации всех сфер современного общества радикально повлияли на привычные библиотечные технологии: изменили методы сбора информации, ее визуального отображения и обеспечения доступа к ней; преобразовали традиционные формы и методы библиотечного и библиографического обслуживания; трансформировали процессы комплектования, обработки, сохранности фондов. Взаимодействие традиционной библиотеки с интернет технологиями вывело библиотечную деятельность на более высокий уровень, открыло качественно новые возможности. Специалистам библиотек для эффективного использования возможностей, открывающихся в результате стремительного развития информационных технологий, необходимы профессиональная грамотность в области их использования, знания и навыки, наилучшим образом отвечающие потребностям современных пользователей. Несмотря на обширный научный опыт и на то, что исследованию библиотечного дела посвящено множество работ, проблема переосмысления использования информационных технологий в библиотеке и подготовку ее под современное общество остается далекой от завершения, именно поэтому эта область особенно интересна для дальнейших исследований. Вопрос разработки действенной и согласованной политики развития библиотечно-информационных учреждений и сферы библиотечно-информационной деятельности, в общем, находится на пике проблематики библиотековедческих изысканий. Исходя из вышесказанного, тема современных информационных технологий, используемых в библиотеках, для работы выбрана потому, что она перспективна, и ее изучение необходимо для дальнейшего функционирования библиотеки как социального информационного института».
  2. Применение информационных технологий в практической деятельности библиотек.

Барыкина Т.В.: «Библиотека, как социальный информационно-культурный институт, призвана исполнять задачи, возложенные на нее государством и обществом. Предоставление свободного и бесплатного доступа к различным источникам информации всем гражданам - одна из главных функций развивающейся библиотеки. Процесс такого развития невозможен без внедрения в деятельность библиотеки современных информационных технологий.

В широком смысле понятие «информационная технология» – это процесс использования совокупности средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения новой информации о состоянии объекта, процесса или явления.

Цель – получение информации для ее анализа, и принятие на основе результатов этого анализа решения о выполнении какого-либо действия.

Информационная технология базируется на следующих принципах:

В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дано такое определение:

«Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».

В библиотечной деятельности интернет-технологии используются в самых различных сферах: обслуживание читателей, реклама библиотечной деятельности, комплектование фондов, создание книжных выставок, библиографическое информирование, разработка стратегии библиотеки, и др.

Кроме того, на применении информационных технологий в библиотечной практике базируются следующие операции. На сайтах библиотек информационная поддержка пользователей сводится к нескольким основным запросам. Сегодня информационные технологии служат надежным и удобным инструментом для продвижения библиотеки и привлечения в нее новых пользователей. Развитие коммуникационных технологий позволяет создавать информационные продукты качественно нового уровня».

 

  1. Использование информационных технологий в рекламной деятельности библиотек.

Хмелевская Е.Ю.: «Использование информационных технологий в рекламной деятельности библиотек открывает новые возможности в области рекламирования библиотек в виртуальном информационном пространстве, существенно расширяя пространственные и временные границы, увеличивая аудиторию, повышая уровень эффективности рекламы. К библиотечной медиа-рекламе относятся следующие средства и каналы. Радиореклама, видео реклама, видео фильмы, видео ролики, телевизионная реклама, компьютерная реклама на сайтах, в социальных сетях, по электронной почте и др.

Реклама в Интернете может осуществляться при помощи бук трейлеров.  Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама новых книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видео хостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Библиотечный сайт – образ реальной организации в виртуальном мире с высоким уровнем комфорта при пользовании. Это единственный структурный отдел, работающий 24 часа в сутки и имеющий удаленный доступ для пользователей. Наличие навыков работы с веб-сайтом и умение его создавать - существенная составляющая в профессиональной деятельности современного информационного специалиста. Разработка сайта начинается с создания его структуры. Единых подходов к ее созданию не существует, но, учитывая опыт библиотек, можно вычленить основные разделы, наличие которых на сайте является обязательным.

Электронный каталог и другие библиографические базы данных, фактографические сведения являются непременными атрибутами. Их существование предоставляет новых пользователей, у которых появляется возможность получать необходимую информацию, не покидая своего дома. Такой каталог предназначен, прежде всего, для пользователя, а не для библиотекаря.

Новости, без которых не обходится ни один сайт. Необходимо освещать все события, происходящие в городе или поселке, иначе сайт быстро лишится постоянных пользователей. Обновляется этот раздел часто и регулярно. Тут могут быть предоставлены политические, культурные, экономические, социальные новости страны, региона, области. Так же необходим архив новостей, функции которого – сохранять информацию, подверженную устареванию.

Библиотеки ссылок обязательны, поскольку именно этот раздел наиболее интересует пользователей. История библиотеки должна присутствовать в обязательном порядке. Гостевая книга, в которой пользователи оставляют свои сообщения и комментарии. В разделе правил пользования библиотечными ресурсами информация должна быть четкой и понятной. Для облегчения пользованием сайта необходима карта сайта. Титульная страница – первое, что видит пользователь, и по ее качеству судит не только о сайте, но и о работе библиотекарей, его создавших.

Титульная страница должна быть максимально информативной, содержать полное навигационное меню, адрес библиотеки, ее контакты и перечень услуг. Тут же размещают дату последнего обновления сайта. Дизайн веб-сайта не должен противоречить его содержанию. Не стоит перенасыщать сайт флэш-анимацией, графикой, звуком, эффектами перемещения, это отвлекает от сути информации, предоставленной на сайте. Необходимо так же предоставить телефонные номера и электронный адрес справочной службы. Многие библиотеки осуществляют выдачу виртуальных информационных справок.

После того, как сайт создан и зарегистрирован, желательно провести его презентацию, уведомить широкую общественность о его существовании. Далее необходимо своевременно обновлять и пополнять информацию, выложенную на сайте, обеспечивая тем самым его эффективное существование.

 

Профессиональное библиотечное творчество в современных условиях должно быть ориентировано, прежде всего, на освоение инновационных цифровых технологий и сетевых Интернет-ресурсов, поскольку в эту сферу направлены интересы большинства пользователей, и их число с каждым годом будет расти. Деятельность по созданию виртуальных экспозиций для удовлетворения читательских информационных потребностей, а так же для раскрытия книжных фондов библиотек, является приоритетной. Так же необходима реклама библиотек и предоставляемых ими современных информационных услуг и продуктов».

  1. В профессиональной среде обсуждаются новые технологии комплектования фондов библиотек с использованием системы Интернет

Першина О.А.: «Создание единого информационного пространства, доступного для всех участников информационного рынка (авторов, книгоиздателей, книгораспространителей, комплектаторов, фондоведов, покупателей и читателей). Новая концепция комплектования состоит из соединения традиционного приобретения документов и организации доступа пользователей к базам данных и удаленных ресурсов. Если в прежние времена библиотеки приобретали для своих пользователей печатные издания, то сегодня они могут приобретать право доступа к электронным изданиям, формируя, таким образом, «виртуальный фонд» прежде всего научной литературы. А это предоставляет им возможность максимального уровня обеспечения науки и производства, что было бы немыслимо при использовании только традиционных изданий.

Технологический эффект от внедрения информационных технологий может быть оценен через потенциальный экономический эффект. Социальный эффект рассматривается как результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества, не получающий чаще всего стоимостной оценки. Среди возможных негативных социальных последствий внедрения информационных технологий можно выделить следующие: сокращение рабочих мест вследствие модернизации действующего технологического процесса; возникновение социальной напряженности, конфликтов за счет их непринятия.                       Последние десятилетия показали, что государство не имеет возможности комплектовать полноценно печатными документами все библиотеки на всех уровнях. В силу недостаточного комплектования библиотек и постепенным наполнением Интернета авторитетными данными, информационная роль библиотек стала снижаться. (При этом, никто не отрицает высокую культурную и социальную значимость библиотек, их просветительскую, досуговую деятельность). Ведь фактически, большинство населения  России не имеет свободного доступа к актуальной научной, образовательной, культурной информации. Возникла идея создать такой библиотечный ресурс, который был бы доступен каждому россиянину. В российской государственной библиотеке началась оцифровка фондов. Так с 2004 года формировалась Национальная электронная библиотека, которая должна стать библиотекой для всех. Было решено направить часть средств на «выкуп» прав на публикацию произведения у авторов (и других правообладателей) и сформировать электронную библиотеку для всего народа, чтобы доступ к ней был у каждого. (Указ Президента РФ № 597). И сегодня уже любая библиотека страны в информационно-библиотечном обслуживании свих пользователей может использовать ресурсы и каталог НЭБ.  Сегодня, чтобы не отставать от времени, библиотекари полным ходом осваивают новые технологии и используют их в работе с читателями.

Ведь современный пользователь - это прежде всего, потребитель компьютерных продуктов, личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации.

Достижение этих целей заключается в увеличении числа современных информационных технологий в практической деятельности библиотечных специалистов. Реалии таковы, что на современном этапе существует множество структур, составляющих конкуренцию библиотекам в сфере обеспечения пользователей необходимой информацией. Это информационные агентства, порталы, сайты, присылающие на электронную почту заказчиков различные сведения.

 

Но, в отличие от других участников информационно-коммуникативного процесса, только в фондах библиотеки наличествует необходимый для дальнейшей цифровой обработки документный материал. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации».

  1. Формы использования информационных технологий в муниципальных библиотеках.

    Токмакова Я.Е.: «Автоматизация библиотечных процессов: электронные каталоги; электронные картотеки; библиографические указатели и обзоры литературы; списки новых поступлений и т.п. Расширение информационного пространства: использование мультимедиа ресурсов; предоставление доступа к интернет-ресурсам; поиск, сбор, систематизация интернет-ресурсов; создание собственных цифровых ресурсов. Сегодня многим ясно, что Интернет способствует не уменьшению, а усилению авторитета традиционной библиотеки, если она включена в интернет-среду. Реально работающий, «живой» сайт библиотеки является дополнительной площадкой для реализации задач по обслуживанию пользователей на качественно новой технологической основе, а также для привлечения новых пользователей. Следует обратить внимание на структуру сайта, наполнение краеведческого раздел. Вызывают интерес новые средства продвижения книги и чтения, предложенные на сайте (буктрейлеры, виртуальные выставки, ссылки на Интернет-ресурсы), а также издания библиотеки малых форм. Перспективным направлением формирования библиотечных фондов является предоставление доступа к электронным ресурсам. Муниципальным библиотекам необходимо самостоятельно изучать предложения агрегаторов электронных ресурсов с целью отслеживания возможности бесплатного доступа, формировать собственную базу ссылок. Электронная информация позволит расширить спектр услуг, предоставляемых пользователям библиотечными работниками:

  • использование удаленных информационных ресурсов в дополнение к основной части фонда библиотеки;
  • размещение в Интернет информационных ресурсов собственной генерации (электронные каталоги, полнотекстовые собрания, мультимедийные коллекции);
  • формирование целостной системы обслуживания читателей через библиотечный веб-сайт (поиск – заказ – электронная доставка, виртуальная справка).

     Удаленный доступ к электронным ресурсам и виртуальным услугам, поиск информации в сети Интернет, репродуцирование документов, самостоятельная работа пользователя на компьютере библиотеки, электронная доставка документов должны войти в минимальный набор библиотечно-информационных услуг современной муниципальной библиотеки.                          Не менее важной задачей остается обучение пользователей. Муниципальная библиотека должна формировать и повышать информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучать их основам работы в сети Интернет, пользованию электронными ресурсами. Во всем мире, и Россия не является исключением, наблюдается кризис чтения. Наиболее полно и точно данная проблема сформулирована в Национальной программе поддержки и развития чтения, где, в частности, говорится о том, что «в обществе нарастают представления и мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей» О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации.

  1. Заключительное слово. Колосова В.В., директор МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека»: «Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. Однако, те кто работает с детьми, - педагоги, воспитатели, библиотекари, - знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Но, как и где, с каких носителей (бумажных, электронных) они читают? Читают ли они для себя, для собственного развития? Ситуация бедственного положения с чтением во многом объясняется глобальным скачком в развитии информационно-коммуникационных технологий, использование которых в большинстве случаев практически заменило время общения с книгой.

       Поэтому условием успешной деятельности библиотек в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями, правильное понимание своего места и роли в современном информационном пространстве. При этом миссия библиотеки – привлечение к чтению – не меняется, а обретает новую форму и содержание, получает новый потенциал. Современные технологии могут стать инструментом, который способен развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему. И овладевать этими технологиями – одна из важнейших задач профессионального самообразования библиотекаря, одна из форм повышения квалификации. Чтобы в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. Сегодняшнему молодому человеку надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко.  В электронной среде библиотекари создают свои сообщества, группы по интересам, обсуждают актуальные темы, обмениваются опытом работы. Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории, создания онлайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги. Многие библиотеки ведут рубрики, информирующие о наиболее значимых новинках литературы. Задача библиотек состоит в том, чтобы помощью информационно - коммуникационных технологий суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность, активно вторгаясь в интернет-пространство, наполняя его социально ценным содержанием, помогая людям ориентироваться в литературном потоке, налаживая с ними взаимодействие, которое имело бы продолжение в реальном библиотечном пространстве».

 

Результаты анкетирования

МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека» 

 

Результаты анкетирования

 

  МКУК «Черемисиновская межпоселенческая библиотека» провела интерактивное анкетирование «Доступность новых библиотечных услуг» с целью улучшения библиотечного обслуживания пользователей. Респондентам были предложены  вопросы о качестве и доступности библиотечных услуг.

   Приняли участие в анкетировании 87% читателей межпоселенческой библиотеки и 13%, являющихся   читателями другой библиотеки. 37% опрошенных посещают библиотеку два-три раза в неделю, 27% - один раз в месяц, 23% - один раз в неделю, 13% - один раз в две недели.

    63% пользователей посещают библиотеку с целью получения литературы на дом, 17% - предпочитают посещать мероприятия, проводимые библиотекой, 13%  - с целью  провести  свободное время в библиотеке, 7% - поработать с электронными изданиями.

  Для комфортной работы в библиотеке респондентам необходимо: 24%  — доброжелательность библиотекаря, 21% - доступ ко всем видам носителей информации, 20%  -  наличие ксерокса, сканера, принтера и др.,14% -  наличие зон отдыха, 12% -  тишина в зале, 9% - индивидуальное обособленное место.

   Ответы на вопрос «Какие формы досуговой деятельности в библиотеке наиболее привлекательны для Вас?» распределились следующим  образом: 31% опрошенных привлекают встречи с интересными людьми, 21% - музыкальные и поэтические вечера, 19% - клубы по интересам, 17% - диспуты, круглые столы, 11% - конкурсы, викторины, интерактивные игры.

  60% респондентов на вопрос «Что не устраивает Вас в  работе библиотек, услугами которых Вы пользуетесь?» ответили, что  устраивает всё, 12% - отсутствие в библиотеке необходимой литературы, 9% - другое, 6% - отсутствие возможности использовать ресурсы других библиотек.

    На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы: в данном анкетироввании женщины приняли участие активнее чем мужчины, 57% опрошенных имеют средне — специальное образование, 26% - высшее, 18% - студенты. 42% - респонденты в возрасте свыше 50 лет, 30% - от 30 до 50 лет, 28% - до 30 лет. 67%  опрошенных хотели бы пользоваться услугой по электронной доставке документов. Настораживает тот факт, что 12% читателей отметили отсутствие в библиотеке необходимой литературы. Следует провести исследование по изучению потребностей  чтения пользователей библиотеки.

 

 

 

 

«Беда нашего времени: наркомания»

Муниципальное казённое учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека

 Черемисиновского района Курской области имени В.М. Клыкова»

 

«Беда  нашего времени: наркомания»

 (Методические рекомендации в помощь работе библиотек по проведению

 мероприятий  антинаркотической направленности)

 

    Люди победили чуму, малярию, тиф... Но современное общество терзают пьянство и наркомания - социальные бедствия нашего времени. Страшные болезни человечества — алкоголизм, наркомания — приняли масштаб, характер и последствия эпидемий.  Поэтому борьба с этими общечеловеческими бедами состоит в круге задач различных социальных институтов, в том числе библиотек.

    Библиотеки, как культурные, информационные и просветительские центры, призваны оказывать действенную помощь в этой борьбе, ведя предупредительную, разъяснительную, профилактическую работу среди населения, особенно среди подростков и молодежи, используя свои фонды, оформляя выставки, организуя массовые мероприятия, проводя индивидуальную работу с читателями.

  Сегодня  библиотеки пытаются осуществлять новую функцию — библиотерапевтическую. Библиотерапия (книголечение) — направление деятельности, оказывающее при помощи специально подобранной литературы профилактическое, психогигиеническое и лечебно-реабилитационное воздействие на личность. Именно библиотеки могут предоставить нуждающимся «лекарство для души», способны помочь человеку скорректировать негативные последствия социальных и личных изменений. Речь идет в первую очередь об индивидуальной работе с конкретным человеком, читателем.

    Можно  разнообразить проводимые мероприятия рекомендуем расширить темы лекций, опираясь на источники, имеющиеся в фондах вашей библиотеки.

        Предлагаем использовать в работе   следующие формы и темы мероприятий:

- вечер -диалог «Многоликое чудовище»;

- экспресс-час «Как уберечь наших детей от пагубного пристрастия»;

- устный журнал «Досуг наших детей и пагубность безделья»;

- день информации «Наркотики и личность»;

- правовой подиум «Куда обращаться за помощью, если пришла беда»;

- читательская конференция «Профилактика наркомании в семье»;

- актуальный диалог «Возможности современной медицины в лечении наркомании»;

-   правовой час «Наркомания: цена расплаты»;

-  час познания «Наркотики и человечество, или Давно ли люди начали себя отравлять»;

-   дискуссионный час «Опасные заблуждения, или Что мы думаем о наркотиках»;

-   круглый стол «Что такое наркотики и наркомания»;

-  познавательный онлайн-час «Факторы риска, или Кто чаще всего становится наркоманом»;

- час размышлений  «В преддверии опасности, или Как распознать начало наркомании»;

-   литературный онлайн - калейдоскоп «Психотерапия - помощь наркоману».

    В заключение рекомендаций позвольте дать вам, уважаемые библиотекари, совет,   который может помочь сделать вашу библиотеку более популярной среди  местного населения. Юных граждан бывает нелегко заинтересовать проводимыми в библиотеке мероприятиями. Призовите в помощники одно из человеческих свойств - любопытство. Предлагаем завести в библиотеке импровизированную «Доску объявлений и посланий», на которой местная молодежь могла бы оставлять свои объявления, послания и обращения к кому бы они захотели. Широко прорекламируйте «Доску объявлений», привлеките для этого и читательский актив. На наш взгляд, подросткам будет любопытно лишний раз зайти в библиотеку, чтобы просмотреть интересующую их информацию или оставить на «Доске» что-то свое.

  Тем самым вы можете достигнуть более частых посещений библиотеки подростками, вести с каждым индивидуальную работу, лучше узнать их читательские и информационные потребности, заинтересовать мероприятиями, которые готовит библиотека. Не забудьте об оснащении «Доски» — должны быть в наличие бумага и ручка. Располагаться «Доска объявлений» должна на самом видном месте. 

 

Желаем вам успеха в работе!