9 августа Литературный онлайн-портрет «Главный сатирик СССР»
день рождения Михаила Зощенко предлагаем вашему вниманию видеопрезентацию о жизни и творчестве этого замечательного писателя.
Сто тридцать лет назад родился М. Зощенко - самый веселый сатирик и самый грустный человек ХХ века. Говорят, что в гробу он улыбался, но при жизни его почти не видели улыбающимся. И тому были свои причины. В начале Первой мировой войны он поступил юнкером в Павловское военное училище, где по условиям военного времени прошел ускоренные четырехмесячные курсы. Ушел на фронт прапорщиком. «В ту войну прапорщики жили в среднем не больше двенадцати дней», - напишет Зощенко в поздней повести «Перед восходом солнца». В июле 1916 года в районе Сморгони он был отравлен газами, после лечения в госпитале признан инвалидом первой категории, но вернулся на фронт, заслужил пять боевых орденов и порок сердца. А после Октябрьской революции герой войны, штабс-капитан Михаил Зощенко, отказавшийся эмигрировать во Францию, работал инструктором по кролиководству. Но не все было так плохо. В 20-30-е годы Зощенко стал одним из самых известных и, пожалуй, обеспеченных писателей. Его книги издавались большими тиражами. Успеху рассказов Зощенко во многом способствовало то, что как автор он не возвышался над своими персонажами - новыми советскими мещанами и новыми советскими буржуа, которых немало появилось во время НЭПа.
Автор говорил о них на их языке, рассуждал их мыслями и как бы существовал в их же системе ценностей, весьма приземленных и даже низменных. Тем оскорбительнее для него стало постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 года, круто изменившее его судьбу. Сегодня его читаешь даже с каким-то странным лингвистическим интересом. Вроде бы серьезный официальный документ, а стиль даже не критики, а площадной брани. «Пошляк», «подонок», «омерзительная вещь» (это о повести «Перед восходом солнца»). И почему под постановление попали именно Зощенко и Ахматова? Тут была установка в очередной раз «осадить» слишком вольный интеллигентский Ленинград. Ахматова, у которой в тюрьме находился сын, постановление публично признала. Зощенко взбунтовался и не признал, за что был надолго отлучен от советской литературы.
На специальном писательском собрании в Ленинграде, куда прибыло московское начальство, он заявил: «Я могу сказать - моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын… У меня нет ничего в дальнейшем. Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения... ни вашей брани и криков». Последние годы жизни он провел на даче в Сестрорецке, где скончался в 1958 году от острой сердечной недостаточности. Похоронен на городском кладбище Сестрорецка.