Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Муниципальное казенное учреждение культуры
«Межпоселенческая библиотека Черемисиновского района Курской области имени В.М. Клыкова»

Image

25.01. Урок памяти «О том, что дорого и свято. Блокадный хлеб»

 

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнём и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре - 

не зря "священным даром" назван 

обычный хлеб. И тяжкий грех - 

хотя бы крошку бросить наземь: 

таким людским страданьем он, 

такой большой любовью братской 

для нас отныне освящён, 

наш хлеб насущный, ленинградский.


О. Берггольц

 

В наши дни мы часто слышим «Не хлебом единым». Это конечно так, если не задуматься об истинной цене хлеба. В старину говорили: «Хлеб - всему голова». Хлеб считался священным символом еды. Народ веками складывал о нем поговорки, поэты воспевали в своих лирических стихах, а художники изображали его на своих полотнах.

Блокадный хлеб… Муки в нем было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. Форму для выпечки которого смазывали за неимением другого соляровым маслом. Есть который можно было, как говорили сами блокадники, «только запивая водой и с молитвой». Но и сейчас нет для них ничего дороже него.

В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путём.

Необходимость в таких заменителях отпала лишь после открытия «Дороги жизни», которая позволила наладить хотя бы минимальное снабжение жителей осаждённого Ленинграда по льду Ладожского озера.

Говорят, что блокадный хлеб был без запаха и вкуса, но вот что вспоминает жительница Ленинграда, пережившая блокаду, Зинаида Павловна Овчаренко: «До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см., чёрный липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться, и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах…»