Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Муниципальное казенное учреждение культуры
«Межпоселенческая библиотека Черемисиновского района Курской области имени В.М. Клыкова»

Image

Книга Озерова «Помнить и хранить»


#Нашипобеды#ЧелленджКурск#ЧелленджЧеремисиново

Краеведческий отдел Черемисиновской межпоселенческой библиотеки сегодня 9 мая 2020 года, в день 75-летия Великой Победы пополнился ещё одной книгой, которую мы все ждали. Это книга "Помнить и хранить", её автор историк-краевед Черемисиновского района Курской области Владимир Павлович Озеров.
Книга является результатом многолетних исследовании автора. Она содержит большое количество архивных докумен­тов, анализ которых позволил ему воссоздать панорамную картину событий, связанных с историей Черемисиновского райо­на Курской области в годы Великой Отечественной войны, и их хронологической последовательности. В ней ярко описаны героические и трудовые подвиги, как жителей района, так и тех, кто воевал на черемисиновской земле.
Написанная живым и доступным языком, она будет интересна читателю любого возраста.
Image
Image

#Нашипобеды#ЧелленджКурск#ЧелленджЧеремисиново

        Предлагаем вам  прочитать отрывок из  книги  В.П. Озерова «Помнить и хранить». Это документальные факты времен Великой Отечественной войны  в нашем  Черемисиновском районе Курской области.
О тех событиях вспоминал заместитель команди­ра роты И.М. Найдёнов: «Ещё не кончился бой за сёла Николаевка, Мансурово, как полковая разведка 395-го стрелкового полка гвардейской Таманской дивизии до­ложила, что немецкое командование подтянуло в район села Сенчуковка большие силы фашистов. Оно, видимо, решило дать нам бой и возвратить освобождённые на­шей частью населённые пункты Кшень, Пожидаево, Раково, Николаевку, Мансурово.
Вечером 16 декабря 1941 года командир 3-го батальона Мазный вызвал меня и политрука роты М.И. Локтионова, развернул на столе карту.
 
«В селе Сенчуковка фашисты сосредоточили большие силы. Командование полка приказало напасть на группиров­ку с тыла. Эту почетную и ответственную задачу выпол­нять будете вы со своей ротой», - сказал он.
Рота ночью должна была перейти линию фронта правее леса и логом пройти до дороги в Сенчуковку, с тыла напасть на противника.
Через линию фронта мы перешли без труда. Очень быстро достигли дороги, по которой то и дело проходили автомашины с вооружением и войсками противника. При­шлось остановиться. Устроились в скирдах соломы, кото­рые находились неподалеку. Вскоре разведчики доложили, что впереди село.
Как только стало светать, рота была поднята. Мы тихо начали продвигаться вперед. Командиру взвода Ярошу было приказано вести нападе­ние с правого фланга: перерезать дорогу, по которой пере­брасывались автомашинами вооружение и войска против­ника. Командир взвода Костенко остался у самой дороги с ручным пулемётом и группой бойцов, чтобы вести обстрел дороги в случае подхода подкрепления из тыла врага и для прикрытия взвода.
Утром командир взвода Ярош доложил, что, как и пред­полагалось, из тыла противника в наше расположение идут три автомашины с солдатами и вооружением. Мы их реши­ли пропустить. Вскоре эти же автомашины стали уходить обратно. Открыли огонь. Рота ворвалась на улицу. Немцы в панике стали выскакивать из хат. Наша рота повела огонь. Вместе с группой бойцов мы окружили и ликвидировали не­мецкого снайпера. Фашисты в панике стали удирать.
Уничтожив большую часть фашистов, находившихся в домах колхозников, мы стремительно бросились через кол­хозный сад на фашистский штаб и разгромили его.
Связной роты Букетов заметил, что фашисты оказывают сильное сопротивление и из окон школы ведут шквальный огонь на участке, где наступал первый взвод под командо­ванием Ястребова. Мы бросились на помощь. Увидев, что группа наших бойцов отрезала отход немцам от школы, Ястребов поднял взвод. В школе оказался второй штаб. Штабные офицеры СС решили прорваться на нашем участке, который мы только что заняли. Но они не прош­ли далеко.
В этом жестоком бою погиб командир взвода А.А. Ястре­бов - наш земляк, уроженец города Льгова. Он пришел в нашу гвардейскую часть из милиции. Это был боевой командир, отважный разведчик.
Мы уничтожили множество вражеских солдат и офи­церов, 9 орудий, 25 минометов, две бронемашины, до двух десятков автомашин, разгромили два немецких штаба. К тому же нами были взяты большие трофеи.
Когда возвращались на свою базу, немецкое командова­ние бросило на нас с тыла танки. Бойцы залегли и начали отбиваться. В этом бою на моих глазах ранило Яроша. Он, превозмогая боль, опираясь на винтовку, начал продвигаться к хатам колхозников. Санитарка Ката Орепьева пыталась оказать ему помощь, но тут появляется немецкий танк, и они оба погибают под ним, Бой продолжался. Немцы хотели взять реванш за поражение, но все попытки уничтожить роту разбились о железное упорство героев-гвардейцев».
          Более подробную информацию о военных событиях 1941 года в Черемисиновском  районе  читайте  в  книге  В.П. Озерова  «Помнить и хранить».
 
#Нашипобеды#ЧелленджКурск#ЧелленджЧеремисиново
 
…Утром 4 февраля 1942 года бронепоезд №7, выйдя на перегон до станции Головинка, начал из орудий обстре­ливать передний край противника. Над вражескими по­зициями вставали дымные облака разрывов.
Заговорила артиллерия гитлеровцев. Ответный огонь врага становился всё сильнее. Было похоже, что против одного нашего бронепоезда ведёт огонь чуть ли не вся вражеская артиллерия, имевшаяся у противника на этом участке. Гитлеровские минометы тоже стали бить по бронепоезду.
Несколько тяжёлых снарядов и мин разрушили же­лезнодорожный путь впереди и позади бронепоезда. В результате он был лишён возможности маневрировать, отойти в тыл.
Фашистские батареи били теперь по неподвижному бронепоезду. Прямым попаданием тяжёлого снаряда раз­било башни одной из бронеплощадок. Броня гудела от множества осколков снарядов. Положение бронепоезда становилось все тяжелее.
Гитлеровские артиллеристы надеялись, что им удастся разрушить бронепоезд. Но на выручку бронепоезду уже спешили со станции Черемисиново воины-железнодорожники. Их возглавляли командир роты ка­питан Войченко, батальонный комиссар Амиров и поли­трук Дуняхин.
Дрезина, перестукивая на стыках, стремительно бе­жала вперёд. Морозный ветер, усиленный трижды дви­жением, бил, обжигая лица.
Всё ближе линия фронта, все суровее лица солдат и командиров. Уже видна недвижимая громада бронепоез­да, уже и вокруг дрезины рвутся снаряды. Под огнём противника Войченко, Амиров и Дуняхин осматривают путь. Десятки рельсов исковерканы оскол­ками мин и снарядов. В довершение всего бронепоезд со­шёл с пути.
  • Привезенных рельсов не хватит для восстановле­ния, - говорит Войченко.
Посланные им для осмотра местности солдаты вско­ре возвратились. Один из них, красноармеец Абаджан, докладывает:
  • Нашёл рельсы. Метров двести отсюда. Засыпаны снегом. Местность открытая. Простреливается. И тут же без перерыва, на одном дыхании, красноар­меец Абаджан вставил:
  • Товарищ капитан! Разрешите мне отсюда из до­стать. Войченко чуть удивлённо поднимает брови. Абад­жан, предвидя возражение, говорит:
  • Только разрешите. Рельсы будут здесь.
Капитан Войченко посылает с Абаджаном еще че­тырёх солдат. Вот они удаляются от насыпи. Короткими перебежками преодолевают открытое поле. Гитлеровцы заметили солдат. На снегу появляются черные султаны с грязными полосами по сторонам - следы разрывов мин и снарядов.
Теперь солдаты уже ползут. Метр за метром всё бли­же к невысокому, заснеженному штабелю рельсов. Вот он уже рядом. Металл жжёт огнём. Коснёшься рельса, прово­локи - на ладонях остаются кровавые рубцы, кожа липнет к железу, отрывается лоскутами.
Сейчас Абаджан не замечает этого. Боль придёт поз­же. Сейчас одна мысль: скорее, скорее. Ведь за спиной у бронепоезда рвутся снаряды. Восстановления пути ждут с нетерпением в бронепоезде. А восстановители ждут рельсов. Их должны доставить Абаджан и его товарищи.
К нескольким рельсам уже привязаны концы прово­локи.
Солдаты отбегают к насыпи, разматывают проволоку, начинают подтягивать рельсы. Теперь гитлеровцы разобра­лись в чём дело. Они переносят огонь на группу Абаджана. Но уже поздно. Добрый десяток рельсов подтянут к насыпи. Пришлось, правда, ещё раз пробираться под огнём к шта­белю и обратно, чтобы полностью обеспечить восстанови­телей рельсами. Вражеский огонь был бессилен помешать смельчакам.
Тем временем на насыпи шла зашивка пути. Непода­лёку политрук Дуняхин и парторг роты Арапов с группой  бойцов устанавливали «лягушки» для подъёма бронепо­езда на рельсы.
Заметив, что бронепоезд уходит, гитлеровцы усили­ли по нему свой огонь. Но было поздно. Израненный, но не побеждённый, бронепоезд уходил в тыл…
   Более подробную информацию о военных событиях 1942 года в Черемисиновском районе читайте в книге Владимира Озерова «Помнить и хранить».